logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детская музыкальная школа г. Кумертау

Режим работы учреждения:
---
---

Как научиться понимать классическую музыку

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

Научить этому ребенка легче, чем взрослого. Во-первых, у него лучше развито воображение, во-вторых, сюжеты произведений для детей более конкретны. Но и взрослому никогда не поздно этому научиться! Тем более, что искусство так широко отражает жизнь, что способно давать ответы на жизненные вопросы и подсказывать решения в самых запутанных ситуациях.
НАЧИНАЕМ С ПРОГРАММНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Далеко не всегда композиторы дают своим сочинениям названия. Но нередко это делают. Произведение, имеющее опредёленное название, называется программным. Более крупное программное произведение зачастую сопровождается описанием происходящих событий, либретто и пр. Начинать в любом случае следует с небольших пьесок. Очень удобен в этом плане «Детский альбом» П.И. Чайковского, где каждая пьеса соответствует вынесенной в заголовок теме. Прежде всего осмыслите тему, на которую она написана. Как научиться понимать классическую музыку – расскажем на примере пьесы «Болезнь куклы»: ребёнок вспомнит, как переживал, когда оторвалось ухо у мишки или перестала танцевать заводная балерина, как хотелось «вылечить» игрушку. Потом научите его подключать внутренний видеоряд: «Сейчас мы прослушаем пьеску. Закрой глаза и постарайся представить себе несчастную куклу в кроватке и ее маленькую хозяйку». Именно так, с опорой на воображенный видеоряд, проще всего прийти к пониманию произведения. Можно устроить игру: взрослый проигрывает музыкальные отрывки, а ребёнок рисует картинку или записывает – о чём говорит музыка. Постепенно произведения усложняются – это пьесы Мусоргского, токкаты и фуги Баха (ребёнок должен увидеть, как выглядит орган с несколькими клавиатурами, слышать главную тему, которая переходит из левой руки в правую, варьируется и т.п.).
А ВЗРОСЛЫЕ?
Собственно, научиться понимать классическую музыку можно так же  – только Вы сами себе педагог, сами ученик. Купив диск с небольшими известными произведениями классики, поинтересуйтесь, как называется каждое из них. Если это «Сарабанда» Генделя — представьте себе дам в тяжелых робронах и кавалеров в сковывающих одеждах, это даст понимание того, почему темп  танцевального произведения невысок. «Табакерочный вальс» Даргомыжского — не люди танцуют, его наигрывает хитро устроенная по типу музыкальной шкатулки табакерка, поэтому музыка чуть отрывочна и столь негромка. «Весёлый крестьянин» Шумана — это просто: вообразите дюжего краснощёкого молодца, довольного своей работой и возвращающегося домой, горланя песню. Если название непонятно – уточните его. Тогда при прослушивании «Баркаролы» Чайковского вы будете знать, что это песня лодочника, и у вас переливы музыки будут ассоциироваться с течением воды, плеском вёсел… Спешить не нужно: научитесь вычленять мелодию и сопоставлять ее со зрительным рядом, потом переходите к более сложным произведениям.
МУЗЫКА ОТРАЖАЕТ ЧУВСТВА
Да, это так. Ребёнок прыгает, слыша радость в пьеске «В садике» композитора Гедике, это совсем легко. Если же мы слушаем «Элегию» Массне, она уже не сюжетна, она передаёт чувство, коим слушатель невольно проникается. Слушайте, старайтесь понять, КАК композитор выражает определённое настроение. «Краковяк» Глинки отображает польский национальный характер, становящийся более понятным именно благодаря прослушиванию произведения. Не стоит обязательно переводить музыку в видеоряд, это только первый этап. Постепенно у вас появятся любимые мелодии, соответствующие вашему мировоззрению или влияющие на него. Прослушивая более крупное произведение, предварительно прочтите его либретто, чтобы знать, как развивается действие, и понимать, кого из персонажей характеризует данный музыкальный отрывок. После нескольких прослушиваний это станет несложной задачей.

Источник: http://music-education.ru/kak-nauchitsya-ponimat-klassicheskuyu-muzyku-rebyonku-i-vzroslomu/