logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детская музыкальная школа г. Кумертау

Режим работы учреждения:
---
---

Как нейтрализовать эстрадное волнение

Волнение перед выступлением – так называемое эстрадное волнение – способно испортить публичное выступление, даже если оно представляет собой плод долгих и упорных репетиций.
Всё дело в том, что на сцене артист попадает в непривычную для себя обстановку – зону дискомфорта. И на этот дискомфорт мгновенно отзывается весь организм. Чаще всего такой адреналин полезен и иногда даже приятен, но у некоторых людей всё же может подняться давление, начаться тремор рук и ног, а это негативно сказывается на моторике. Результат – выступление проходит совсем не так, как хотелось бы исполнителю.
Что же можно предпринять, чтобы снизить влияние эстрадного волнения на исполнительскую деятельность музыканта?
Первое и главное условие победы над сценическим волнением – это опыт. Некоторые думают: «Чем больше выступлений, тем лучше». На самом деле сама частота ситуации публичного выступления не так уж и важна – важно, чтобы выступления были, чтобы к ним велась целенаправленная подготовка.
Второе не менее необходимое условие – нет, это не идеально выученная программа, это работа мозга. Когда вышли на сцену – не начинайте играть до тех пор, пока вы не удостоверитесь, что вы соображаете, что делаете. Никогда не позволяйте себе исполнять музыку «на автопилоте». Контролируйте весь процесс, даже если это вам кажется невозможным. Это вам действительно всего лишь кажется, не бойтесь разрушить мираж.
Само творчество и мыслительная деятельность отвлекают от волнения. Волнение просто никуда не исчезает (и не исчезнет никогда), оно просто должно уйти на задний план, скрыться, спрятаться так, что вы его перестанете ощущать. Вот будет забавно: я вижу, как трясутся мои руки, но почему-то эта тряска не мешает чисто играть пассажи!
Есть  даже такой специальный термин — оптимальное концертное состояние.
Третье – таки перестраховывайтесь и учите произведения, как следует! Распространёнными среди музыкантов опасениями является страх забыть и страх не сыграть то, что плохо проучено… То есть, к естественному волнению еще добавляются какие-то дополнительные поводы: волнение за плохо выученные пассажи и отдельные места.
Если приходится играть наизусть, очень важно развивать не механическую память, или по-другому, мышечную память. Произведение нельзя знать одними «пальцами»! Развивайте логически-следственную память. Для этого необходимо проучивать произведение отдельными кусками, начиная с разных мест.
Четвёртое. Оно заключается в адекватном и позитивном восприятии себя, как исполнителя. С уровнем мастерства, конечно, растёт уверенность в себе. Однако, на это нужно время. И поэтому важно помнить, что любой провал забывается слушателями очень быстро. А для исполнителя, он будет служить толчком к еще большим усилиям и стараниям. Не стоит заниматься самоедством – это просто неприлично, чёрт вас возьми!
Помните, что эстрадное волнение – это нормально. Нужно лишь «приручить» его! Ведь даже самые опытные и зрелые музыканты признаются, что всегда испытывают волнение перед выходом на сцену. Что и говорить о тех музыкантах, которые всю жизнь играют в оркестровой яме – к ним не прикованы взгляды зрителей. Многие из них уже, к сожалению, почти не в состоянии выйти на сцену и сыграть что-либо.
А вот маленькие дети обычно не испытывают больших затруднений при выступлениях. Они охотно выступают, совершенно не смущаясь, и испытывают удовольствие от этого занятия. В чем же причина? Все просто – они не занимаются «самобичеванием» и относятся к выступлению просто.
Так и нам, взрослым людям нужно почувствовать себя маленькими детьми и, сделав всё, чтобы снизить эффект эстрадного волнения, получать от выступления радость.

Автор – Ольга Беляева

КАК ПОБОРОТЬ ВОЛНЕНИЕ ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЕМ?

Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте!
Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии.
Это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть. Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела.
Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько!
Далее психологи рекомендуют представить себе концертный зал, публику и процесс вашего исполнения в деталях. Этот этап мучителен! Переходить к нему или нет – решать вам! Лучше не портить достигнутое состояние покоя.
Упражнение 2. Ролевая подготовка
При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену). Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте!
Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя. Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения. Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя.
Часто мысли произведения, правильно поставленные художественные задачи, внимание к деталям некоторым артистам вообще попросту не оставляют места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможных неуспехах – есть время думать только о том, как сыграть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи).
МАСТЕРА СЦЕНЫ СОВЕТУЮТ…
Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт! Все знают, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться. Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, музыкант не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив!
Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера». Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).
ЧТО ДЕЛАТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА СЦЕНУ?
Нужно избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет, вытереть пот и т.д.). Обязательно нужно освободиться: расслабиться (расслабить тело и лицо), опустить плечи, затем выпрямить осанку. До этого нужно было проверить, всё ли в порядке с концертным костюмом и причёской (мало ли – отстегнулось что-нибудь).
Когда вас объявляют – нужно зажечь улыбку и взгляд! Теперь осмотритесь – нет ли каких-нибудь препятствий (ступенька, потолок и т.д.), и легко и просто выходите к своей публике! Она вас уже заждалась! Подойдите к краю сцены, один раз смело посмотрите в зал, только один раз улыбнитесь публике, постарайтесь рассмотреть кого-нибудь. Теперь усаживайтесь (или вставайте) поудобнее, представьте себе ключевые такты (чтобы взять нужный темп), приготовьте руки и начинайте… удачи вам!
У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важный результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.

Автор – Алёна Лескова